В начале 70-х годов двадцатого века два друга, один из которых отец Сюзанны Краус, физик Вернер Краус и художник Эрхард Хосле изобрели камеру, которая с помощью специальной оптики и автоматического затвора осуществляет экспонирование на черно-белую серебряно-желатиновую обращаемую фотобумагу формата 60х200 см изображения в пропорции 1:1. Причем процесс съемки в данном случае происходит примерно так: человек заходит внутрь самой камеры (размеры 7 х 4 х 3 метра вполне это позволяют) наподобие современной фото-будки, закрывает за собой дверь, принимает желаемую позу, смотря в большое зеркало, и нажимает на кнопку спуска на специальном тросике, который ему дают непосредственно в руки. Все. Система зеркал вместо привычного объектива проецирует изображение прямо на фотобумагу.
В 1976 году камера была показана на выставке Photokina в Кельне. Технология была признана уникальной, камера получила «прописку» в Мюнхене и использовалась фотографами, художниками, дизайнерами и даже психоаналитиками для экспериментальной работы с пациентами. Малая глубина резкости и высококонтрастное изображение, получаемое благодаря очень яркой вспышке предоставляли широкое поле для экспериментов.
Но технология была слишком зависима от стороннего производителя расходных материалов. В начале 80-х поставщик специальной фотобумаги для камеры Крауса и Эрхарда, названной IMAGO 1:1, компания Agfa из-за слишком малых объемов перестала производить необходимый тип бумаги и друзья убрали чудо-камеру на склад. И только спустя 24 года, дочь Вернера Крауса, наткнувшись в доме родителей на картонную коробку со странными фотографиями, решила обязательно реанимировать проект.
Революция в мире фотографии уже произошла, и найти производителя специальной бумаги было весьма нетривиальной задачей. Но Сюзанна не унывала. Она связывалась с компаниями в США, Китае , Франции и Германии, но ответ был один: производственный процесс слишком дорог, так как подготовка эмульсии для этой бумаги предполагает использование устаревших технологий. Но после долгих поисков, она, наконец, встретила швейцарского ученого Жана-Ноэля Гекса, который увлекся проектом и смог не только разработать новый состав специальной эмульсии для нанесения на бумагу, но и помог найти в Загребе компанию Fotokemika, которая до сих пор использует старые станки немецкого производства для покрытия этим составом фотобумаги. И главное, они были готовы на сотрудничество даже при очень малых объемах заказов.
В ноябре 2006 года, после 30-летнего перерыва, IMAGO 1:01 появился на выставке «Месяц фотографии» в Вене (Австрия). Затем в Мюнхене и Гамбурге. Но производство специальной бумаги все еще оставалось проблемой. Из-за сложностей с производством самой эмульсии. Чудо произошло в сентябре 2008 года в Кельне на очередной выставке Photokina. Дай Джонс, бывший руководитель компании Илфорд, где работал изобретатель нового состава эмульсии Жан-Ноэль Гекс, увидел IMAGO 1:1. До этого он даже не догадывался, что фото-эмульсия для проекта производилась «в стенах» Илфорда. Он был настолько впечатлен, что, к удивлению Сюзанны, пообещал сделать все возможное, чтобы сохранить технологию. И сдержал слово.
Производство было не только сохранено, но и расширено. Кроме Илфорда проектом занялась компания «Harman» в Великобритании. Продукт был запущен на международный рынок под одноименной маркой. И с момента своего запуска в 2010 году количество клиентов художественной бумаги постоянно растет. Это и фото художники, и любители, и студенты, и наконец IMAGO 1:01, которая в ноябре 2009 года, наконец, осела в центре Берлина и стала доступна всем желающим. Цена снимка — 360 евро, и, по факту, вы платите не за отличный снимок, а за лист фотобумаги. Если вы моргнули, дернулись или выпали из зоны фокуса, для второго дубля вам снова нужно будет выложить кругленькую сумму.
Финансирование IMAGOphotour, собранное на площадке Kickstarter, пойдет на создание более мобильной копии оригинальной камеры . Ее вес будет снижен почти вдвое (700 кг по сравнению с первоначальными 1500 кг) за счет использования легких деталей из алюминия, стекловолокна и холста.
Сюзанна мечтает, что камера сможет путешествовать по миру, и изобретение отца станет доступно всем без исключения. Кстати, если бы не цена, ни один из членов нашей редакции не отказался бы от снимка в натуральный величину, хотя бы из любопытства.