Взято с http://radlov.livejournal.com/14270.html
Ловкость рук, или что делать, когда закончилась позитивно-негативная 665-я полароидная плёнка.
Сей процесс известен уже некоторое время, а кто его открыл - до сих пор неизвестно (т.к. патента никто не оформил). Но я точно помню, что первое сообщение с описанием процесса появилось на форуме группы Polaroid на Flickr'е года этак два назад.
Итак, что делать обычному фотографу, если у него моментальных полароидных плёнок с получаемым негативом уже лет 5 как не производят, а негатив зачем-то ему нужен. Оказалось, что "парочкой-выручалочкой" для фотографа могут послужить две плёнки, производимые до сих пор компанией Fuji: Fujifilm FP-100C (цветная) и FP-100B (черно-белая). Кстати, к слову, Polaroid не выпускал цветных моментальных негативных плёнок, так что цветной негатив Фуджи - это новое слово в моментальной фотографии.
Так вот, эти две фудживские плёнки имеют прозрачную негативную подложку, которая "зачернена" с обратной стороны какой-то краской. Остаётся только смыть эту краску и получится прозрачный негатив. Какой-то умной голове пришла мысль капнуть обычной домашней хлорки на эту подложку, и ура, краска легко смылась.
Однако, весь процесс лучше рассказать и показать по порядку.
Весь процесс получения негатива состоит из нескольких весьма простых в исполнении этапов:
|
|
Для начала надо что-нибудь сфотографировать. Например, клумбу... (в руках у меня Polaroid Colorpack II) |
|
Затем, подождав сколько надо (см. на негативе слева вверху красными буквами и цифрами), разлепить "бутерброд" и получить позитив, и бумажку с остатками химии (едкая щелочь, лучше руками не прикасаться лишний раз), которую обычно аккуратно выбрасывали в ближайшую урну. Но в этот раз мы её выбрасывать не будем, а вместо урны аккуратно положим её в пакетик (обычный целофановый) и отнесём туда, где его можно будет высушить. |
|
Вот так, примерно, выглядит высохший негатив (на второй день после съёмки). Изображение видно еле-еле, но зато хорошо видны потёки проявительно-фиксажной химии. Потёки эти ненужны совсем, поэтому от них надо избавиться. |
|
Во-первых, для всего последующего нам совершенно не нужна окружающая негатив бумажка. Поэтому отлепляем/отрываем негатив от неё (он там просто приклеен, поэтому достаточно легко его оторвать). | |
Оторвав от бумаги все четыре стороны негатива... | |
...кладём его на ровную поверхность и пускаем на него струю холодной воды. | |
После того, как остатки химии чуть размокнут, аккуратно снимаем их мокрой ваткой, буквально легко елозя ею по негативу. Сильно нажимать не стоит, т.к. можно содрать само изображение. | |
Можно, впрочем, аккуратно взять негатив в руки и доделать работу по очистке от химии в hand-made режиме. | |
После того, как химию стёрли, вешаем негатив просушиться. | |
Сушится он достаточно быстро, поэтому достаточно скоро его можно будет уже приклеивать к стеклу или любой другой ровной поверхности, которая не размокает и к которой пристаёт суперлента. ВАЖНО: Приклеиваем негатив "лицом" вниз, черной матовой поверхностью наверх. Для приклеивания негатива лучше всего подойдёт водостойкая суперлента. Дело в том, что химия, которая будет растворять черное защитное покрытие негатива, в одинаковой степени растворит и само изображение на негативе, если хотя бы капля его попадёт под суперленту. Так что приклеивать надо основательно. |
|
Для того, чтобы суперлента хорошо держала негатив, достаточно приклеить ею всего пару миллиметров негатива со всех сторон. Можно и больше, но потом придётся дольше очищать черные полоски защитной плёнки, оставшейся под суперлентой (см. ниже). | |
Вот так негатив должен выглядеть перед финальным таинством... | |
... для которого понадобятся кисточка (ненужная) и любое чистящее/дезинфицирующее средство для сантехники. Я пользуюсь Досей, подойдёт также Доместос или обычная "советская хлорка" (но она обычно плохо пахнет, поэтому лучше пользоваться чем-нибудь не таким едким). Для особо ценящих своё здоровье, не помешают также резиновые перчатки и защитные очки. |
|
Итак, "помоляси", наливаем аккуратно химию на негатив. | |
Начинаем энергично, но аккуратно размазывать оную химию по всей доступной черной поверхности негатива. | |
Через некоторое время размазывания появятся первые чёрные потёки растворённой защитной плёнки. | |
Размазываем "хлорку" по негативу еще некоторое время, чуть ждём (буквально пару минут) и можно уже смывать её холодной водой. | |
Смотрим на просвет, не осталось ли где нерастворённых пятен защитной плёнки. Если осталось, капаем "хлорку", размазываем, ждём, и смываем. | |
Под закрытой суперлентой частью негатива остались черные полоски несмытой плёнки. Отлепляем суперленту снизу и в ручном режиме растворяем эти полоски. При этом негатив надо расположить вертикально так, чтобы смывка с химией стекали вниз от негатива, а не под него. | |
Повторяем сей процесс со всех четырёх сторон негатива. | |
Полностью очищенный негатив оставляем под струёй воды на некоторое время чтобы вымылись последние остатки химии. | |
Промытый негатив вешаем сушиться. | |
Итак, что у нас вышло (немного не соблюл масштаб из-за белой рамки позитива, ну да ладно):
Оригинально-полароидный отпечаток (позитив) |
|
Отмытый и отсканированный негатив. |
Как видно, разброс по цветам, тональности, контрастам таки присутствует. Чтож, этого следовало ожидать, т.к. всё-таки фудживские фильм-паки не разрабатывались для использования получаемых негативов Но сам факт возможности использования негатива - это уже хороший знак для всех нестандартно мыслящих полароидо-гиков ;-).
В общем, инструмент есть, а как его использовать в фотоискусстве - дело самих фотографов.
Вот еще пример негатива, только в портрете:
|
|
|
Известный всем Михаил Каламкаров в позитивном виде |
|
Он же в негативе ;-) |