В 2013 году голландский фотограф Иоланда Бохаут поставила перед собой невероятную задачу – каждый день делать по одной фотографии на Полароид. Суть проекта, который она назвала «Моя жизнь в объективе Polaroid», состоит в том, чтобы трансформировать обычные вещи, которые мы видим каждый день, в маленькие произведения искусства и, таким образом, придавать им особое значение. Такой подход заставляет автора и его зрителей оценивать и пересматривать самые обыкновенные вещи, находя в них что-то новое. Все фотографии были сняты Иоландой на Polaroid SX-70 и пленку The Impossible Project.
« Идея этого проекта пришла мне в голову еще в октябре 2012 года. Я участвовала в проекте Oasis, который был организован обществом Shutter Sisters. (http://shuttersisters.com/– это, по сути, интернет-сообщество, состоящее исключительно из девушек. У сообщества есть блог, в котором девушки делятся фотографиями. – прим. Переводчика) Из своего родного Роттердама я путешествовала в Калифорнию, где должна была состояться встреча сообщества. Там-то я и познакомилась с Polaroid. В один из дней мне довелось пофотографировать на винтажную камеру Полароид. С этого момента началась моя любовь к моментальной фотографии. Чуть позже я узнала, что в Голландии в городке Энсхенде – не так далеко от моего родного города – есть единственный сохранившийся завод, на котором делают кассеты для Polaroid. Забавно, что для того, чтобы узнать это, мне пришлось пересечь полмира!
День Рождения я отмечала в Америке. Родных со мной рядом не было. Но это не мешало им преподнести мне удивительный подарок несколько недель спустя. Этим сюрпризом был фотоаппарат Polaroid SX-70. Первое время камера просто стояла на полке. Было страшно пользоваться ей, казалось, я сделаю что-нибудь не так. Мне достаточно было смотреть на нее и любоваться. Но вскоре любопытство и фотограф во мне взяли верх. Мне ужасно захотелось фотографировать на свою новую камеру. Тогда же в голову пришла идея о новом проекте. К слову, в 2012 подобный проект у меня уже был: каждый день я что-нибудь фотографировала на свой iPhone. Идея сделать нечто похожее появилась сама собой, только в этот раз я решила, что буду фотографировать на Polaroid. Некоторые мои знакомые с удивлением отнеслись к этой идее, говорили, что это довольно безумно и, к тому же, дорого. «Курильщики, например, тратят на сигареты каждый день куда больше денег, чем я буду тратить на полароидные снимки,» - говорила я в ответ. Так, я все больше и больше, убеждалась в том, что проект стоит того.
Перед Новым Годом я купила так много кассет Polaroid, что ими можно было забить холодильник целиком. Кассет было на 80 снимков. Я пообещала себе делать только одно фото каждый день и делится результатом на своей страничке в Flickr. Каким был не получалось фото – размытым, с подтеками, пересвеченным или темным – я все равно делилась результатом. Фотографировала я особенные для меня вещи и моменты, которые хотелось сохранить в памяти. Поначалу проект был чем-то вроде испытания. Иной раз мне казалось, что мои ожидания и желание создавать произведения искусства нереальны. Пару раз даже было желание бросить камеру, потому что ничего хорошего не получалось. То ли я что-то делала неправильно, то ли с камерой были какие-то неполадки. Со временем я поняла, что дело, скорее всего было во мне, потому что я недостаточно ответственно и вдумчиво подошла к процессу. После каждой неудачи очень хотелось сделать еще один кадр, лучше предыдущего, но я останавливала себя. Когда снимки получились, я испытывала похожие эмоции – хотелось фотографировать еще и еще.
Спустя какое-то время я все же приобрела навык, однако это было совсем не просто. Но я рада, что не забросила это занятие. Проект я начала с камерой SX-70 1974 года выпуска и нераздвижной фотокамерой (box camera – простейший фотоаппарат в форме ящика с простой оптической системой. - Прим. переводчика). В течение года я приобрела еще семь складных камер Polaroid, среди которых были камеры серии sx-70 и image. Каждый фотоаппарат я отреставрировала и каждому дала свое имя. Что мне нравится в моих камерах так это то, что каждая фотографирует по-разному.
Больше всего мне нравится снимать в слабоосвещенном помещении и в облачную погоду, когда нет активного солнца. В большинстве случаев при съемке я выставляла экспозицию на «затемнение», потому что пленка полароид довольно чувствительна к свету. Почти все мои камеры чаще всего засвечивали снимок. Что же касается пленки: я начинала фотографировать на пленку Colorshade SX-70, которую нужно было прятать от света. Снимки на ней получались мягкие и как будто немного туманные. Последнее поколение пленки дает не такое «туманное» изображение, но я все так же прячу фото от света. Результат обычно получается хорошим.
Мне очень понравилось снимать на полароид весь год. Это было действительно здорово. Ценность этого опыта состоит в том, что это возможность узнать о себе что-то новое, чему-то научиться. По прошествии года я не смогла остановиться. Мой новый проект повторяет идею предыдущего: я также делаю одно фото на полароид каждый день. На этот раз я чувствую себя увереннее, мне очень нравится то, что я создаю в процессе. »