11-20 в будни 
11-20 в выходные
телефоны для связи
RU | EN
| Обзор серии камер Hasselblad 500

Обзор серии камер Hasselblad 500

IMG_8508.jpg

Камеры Hasselblad – возможно, самые узнаваемые среднеформатные фотоаппараты в мире. В сегодняшней статье речь пойдет именно о них, а точнее – о культовой серии 500 и ее сестре 503, которые входят в семейство Hasselblad V Series, где помимо них еще есть серии EL, SWx, 2000, 200.

Немного об истории бренда Хассельблад. Он берет свое начало во второй половине 19 века, когда компания стала дистрибьютором продукции Eastman (Kodak) в Швеции. С тех пор фирма занималась не только продажей товаров от Кодак, но и производством часов и даже изготовлением слайд-проекторов и автомобильных запчастей для бренда Saab. Во время Второй Мировой Войны правительство Швеции обратилось к Виктору Хассельбладу, владельцу компании, с просьбой создать камеру для ВВС Швеции.  Так компании стала делать фотоаппараты, сначала узкоспециальные, а затем – с 1948 года – и рассчитанные на широкого потребителя. Однако наибольшую популярность Hasselblad принесли среднеформатные фотоаппараты с размером кадра 6х6 см для пленки 120 типа. Первая модель такого формата носила название Hasselblad 1600F и была революционной, так как имела невероятную по тем временам выдержку 1/1600. Правда, в итоге выпуск был не слишком удачным, так как камеры часто давали сбой в работе. Ее сменила Hasselblad 1000F c выдержкой 1/1000 сек, но также просуществовала недолго. Так в 1957 на свет появилась знаменитая 500-ая серия фотоаппаратов Hasselblad, в названии которой зашифрована максимальная короткая выдержка этих камер – 1/500 сек. 

IMG_8511.jpg

Но чем там примечательны среднеформатные фотоаппараты линейки V Series?

Прежде всего тем, что камеры серии – это система, в рамках которой каждый пользователь может создать свой собственный инструмент, подходящий для той или иной ситуации. Боди (тушка) фотоаппарата представляет собой небольшую «коробочку» с зеркалом, шторами и механизмами, к которой присоединяются различные части: объектив, задник («магазин»), шахта или призма, фокусировочные экраны, ручки перемотки и т.д. Всего более 50 разнообразных аксессуаров. Отметим, что тушка сама по себе небольшая и легко помешается в руке. Модульная система дает вам широкую свободу действий и позволяет работать в максимальном количестве фотографических жанров: от портрета и пейзажа до съёмки макро и архитектуры на специальную широкоугольную оптику. Объективы для серии 500 производились Carl Zeiss (с маркировкой “C”) в огромном количестве вариаций фокусных расстояний, поэтому рядовой пользователь всегда найдет среди них что-то для своих нужд. Кроме того: установка сменных задников на камеру означает, что можно поставить не только магазин разного формата на пленку 120, но с другим типом фотоматериала вообще – Polaroid (серия 80 и 100), кинопленку, стеклянные пластины. Или – это уже в 2000-х – цифровой задник. 

c50f04f98154de8cee144b49b6810607.jpeg  e90c70b8d1ffa5b5db2e8ad03d336f98.JPG

Первая камера в серии имеет название Hasselblad 500c. Выпущена в 1957 году, а уже в 1962 она в модифицированном варианте слетала на Луну, что принесло компании Hasselblad известность и интерес фотографов по всему миру. Надежность и качество, которые показал этот фотоаппарат, невозможно было не оценить.  Объективы Carl Zeiss со встроенными центральными («лепестковыми») затворами Synchro Compur, разработанные специально для моделей 500, также вызывали у пользователей доверие. Кроме этого, камера Hasselblad обладала незаменимой особенностью для профессиональных фотографов, которые много снимали со вспышкой: она имела синхронизацию (flash sync) со студийным светом или вспышкой на всех выдержках. 

На модели 500c будут базироваться все последующие разработки Hasselblad, а сам фотоаппарат Hasselblad 500cбудем выпускаться целых 13 лет подряд без изменений. И только в 1970 году ему на смену придет обновленная модель Hasselblad 500 c/m, возможно, самая ходовая и популярная среди аналоговых фотографов по сей день. Ее главное отличие от предыдущего выпуска камер – возможность смены фокусировочного экрана. И если с 500c для этих целей вам пришлось бы обратиться к специалисту, то на 500 c/m это можно было сделать уже самостоятельно, а значит довольно темный экран, который шел в комплекте, можно было заменить более светлой и яркой версией с другой разметкой. Модель 500 C/M производилась Hasselblad аж до 1994 года. 

8d736d9f6879f371c423a5692ff290e6.jpeg

В 1994 году вышел Hasselblad 501c, который продавался только в китовом варианте с оптикой Carl Zeiss 80 mmC. Модель выпускалась только в черном цвете. В фотоаппарате сразу стоял  Acute Matte D – обновленный более светлый фокусировочный экран. Кроме этого обновлено штативное крепление (гнездо), изменена кнопка спуска, убран индикатор взведения пленки на корпусе. Ручка перемотки пленки несменная. 

r58967j80cbbie9eemjiu1ua4kvqch6k.jpeg

Параллельно серии 500 во второй половине 80х Hasselblad выпустил на рынок еще одну линейку под названием V-System 503, отличительной особенностью которой является TTL OTF экспонометрия. Это система, измеряющая свет, отражённый от эмульсии пленки во время экспозиции. Первая модель в серии вышла в 1988 году – Hasselblad 503 CX, которая внутри боди имела покрытие Palpas coating, предотвращавшее засветы. Далее была Hasselblad 503 CXi, вышедшая на рынок в 1994 году. Она имела возможность установки мотороного привода Hasselblad Winder CW. Сама камера оставалась полностью механической, как и все фотоаппараты серий 500 и 503. 

И, наконец, в 1996 году на рынке появился Hasselblad 503 CW, последний представитель серии в 20 веке. Камеру выпускали в нескольких цветовых решениях: черном, желтом, красном, зеленом и синем. Модель отличало зеркало большего размера и Gliding Mirror System – система скользящего зеркала, цель которой устранение виньетирования (затемнения) в видоискателе при съёмке на длиннофокусную оптику (120 мм, 150 мм и больше). 

IMG_8518.jpg

Как видите, линейки Hasselblad 500 и Hasselblad 503 довольно многообразны и рядовому пользователю здесь есть из чего выбрать. Однако их все же многое объединяет. Это прежде всего то, что все фотоаппараты предназначены для ручной фокусировки, полностью механические, не имеют встроенных экспонометров. Китовые задники всегда рассчитаны на пленку 120 или 220 для формата кадра 6х6. Но в рамках системы вы вольны пользоваться любой подходящей оптикой, которая насчитывает 70 видов разных линз, и аксессуарами в большом количестве. В этом и состоит революционность камер Hasselblad.

Автор текста:  Мария Герасимова


Тест камеры Samsung af-slim-r
Читать далее
Тест камеры Vivitar V3800N
Читать далее
Тест камеры Nikomat EL + Vibe Film 100 BW
Читать далее