11-20 в будни 
11-20 в выходные
RU | EN
| Новая история Polaroid

Новая история Polaroid

(Прототип одной из первых камер Polaroid, серия Land)

В 80х годах у половины американцев дома были камеры Polaroid. Фотоаппараты с моментальными снимками использовались для разных целей – семейной фотографии, профессиональных съемок, в работе полицейских и пожарных служб, для фото на паспорт и других документов – и пользовались невероятным спросом и популярностью. Но в 2008 году компания прекратила выпуск моментальных фотоаппаратов и пленки к ним. В этом больше не было надобности: появилась цифровая фотография, которая предлагала свои моментальные фото, хотя и не на «настоящих» фотокарточках. С этого момента фотоаппараты пылились на антресолях, в подвалах или вовсе оказывались на свалке.

Однако совсем Polaroid не исчез. В Германии проект, смело названный The Impossible Project, заново запустил производство пленки для моментального фото и стал продавать отреставрированные и обновленные камеры Polaroid. Проект не стоит на месте: в прошлом году были изобретены (и успешно продавались) принтеры, печатающие снимки с iPhone на карточках Полароид, а в следующем ожидается выпуск моментального фотоаппарата, смоделированного на базе старых моделей Polaroid. И все это не без помощи и активного участия одного из основателей Polaroid – единственного американца в команде Impossible Project – Стива Хэршена (Steve Herchen).


(Steve Herchen. Фото: CRAIG F. WALKER GLOBE STAFF)

Хэршен – химик родом из Бостона, 30 лет он проработал в компании Polaroid и теперь занимает должность технического директора в The Impossible Project. С декабря 2013 года он живет в Дюссельдорфе и работает со своими европейскими коллегами на фабриках The Impossible Project в Нидерландах и Германии. Как он сам признается, все, что связано с Polaroid – его слабость. «Это (моментальное фото) почти как наблюдать живой организм, - говорит Стив, - вы смотрите на то, как фотография проявляется, наполняется жизнью. Это совсем не то, что собой представляет цифровой снимок». 

В Бостон* Хэршен вернулся всего на три дня по случаю мероприятий в честь присвоения Лаборатории Эдвина Лэнда статуса особого места – места, где когда-то была изобретена моментальная фотография**. Лэнд был изобретателем и свою первую камеру с моментальным фото выпустил в 1948 году. Когда в 1991 году его не стало, в газетах писали, что «камеры Полароид изменили саму суть фотографии для миллионов людей по всему миру».

В Polaroid Хэршен пришел в 1977 году, сразу же после того, как закончил учебу в Массачусетском Технологическом Институте. В Лаборатории Лэнда он усиленно трудился, разрабатывая химический состав моментальной пленки. Вскоре он стал техническим директором, а затем и вице-президентом отдела исследований и развития.

В конце 70х компания Polaroid была одной из ведущих в Массачусетсе и насчитывала около 15 тысяч сотрудников в штате и еще тысячи по всему миру. Однако после неудачной попытки поглощения другой фирмой, компания увязла в многочисленных долгах и обанкротилась. В 2005 году Хэршен покинул Polaroid и присоединился к Zink Imaging of Bedford – дочерней фирме Полароид. В 2013 году The Impossible Project связался со Стивом и попросил у него консультацию по поводу моментальной пленки. Стив Хэршен прилетел в Германию – и стал частью коллектива The Impossible Project. Перед ним стояла сложная задача: изобрести новый рецепт моментального фото. Пришлось все начинать с начала, потому что многие химические ингредиенты предыдущей пленки давно перестали производить. «На мой взгляд, - говорит Стив, - пленка для Polaroid – самый сложный химический продукт, созданный человеком». Так или иначе, Стив вернулся к Polaroid спустя много лет.


(Steve Herchen. Фото: CRAIG F. WALKER GLOBE STAFF)

Когда компания закрылась в 2008 году, сотрудники завода в городе Энсхеде (Нидерланды), на котором производилась пленка, собрались на прощальном вечере. За год до этого завод выпустил 30 миллионов кассет для Polaroid. Прощальная вечеринка неожиданно дала старт новому проекту – The Impossible Project – после того, как один из гостей австрийский предприниматель Флориан Капс (Florian Kaps) задал вслух волновавший всех собравшихся вопрос «Что сделать, чтобы спасти моментальную фотографию?». Так, Капс выкупил у Polaroid завод и нужное оборудование и запустил новое производство, назвав проект, процитировав Лэнда, который когда-то сказал «Беритесь за дело только если знаете, что оно имеет особую значимость и почти невыполнимо»***. Десять бывших сотрудников Polaroid, проработавших в компании долгие годы, остались на заводе, чтобы заново освоить сложные технологии и обучить следующие поколения работе с ними. Потребовалось несколько лет, чтобы наладить производство, и вот уже в 2014 году The Impossible Project, в котором сейчас работает 120 сотрудников, продал миллион кассет для Polaroid.

Однако вопрос «Зачем нужно возвращать из мертвых давно забытое?» остается открытым. Стив Хэршен дает свой ответ: «Это имеет спрос. Причем исходит он не от людей вроде меня, которые ностальгируют по прошлому, а от нынешних поколений 18-30 летних. Им попросту нравится моментальное фото. Нравится наблюдать, как оно проявляется. В этом есть магия. Они не ищут замену цифровому фото, но Polaroid по-прежнему привлекает людей». Нынешний исполнительный директор The Impossible Project Оскар Смолоковски (Oskar Smolokowski) (Капс покинул проект в 2013 году) также высказывает свою точку зрения: «Цифровая фотография – жертва собственного успеха, ее стало слишком много. Получается так, что, чем больше ты снимаешь на телефон или камеру, тем меньше значит результат – фото. Потому-то снимок, который ты держишь в руках, в конечном счете обретает большее значение и становится тем, к чему возвращаешься». Хэршен добавляет: «Есть интрига в ожидании, когда появится изображение. У вас в руках – настоящий снимок, подобного которому не будет никогда».

Питер Саусвик (Peter Southwick), руководитель программы фотожурналистики Бостонского Университета высказывает еще один аргумент: «Триллион снимков в год делают люди по всему миру. Люди не расстаются со своими телефонами. Но имеют ли эти снимки хоть какую-нибудь значимость? Обычно все заканчивается тем, что их выкладывают на Facebook, после чего они бесследно исчезают в бесконечности лент». Саусвик считает, что сама идея The Impossible Project интересна: «Они будто пытаются заполнить эту пустоту, вернув фотографии ценность, заставить людей захотеть возвращаться к ней».


(Edwin Land, создатель Polaroid)

До сих пор The Impossible Project выпускает только кассеты – но не камеры. Откуда же берутся камеры, для которых делается пленка? Все просто: у Impossible Project есть специальные люди, которые ездят по барахолкам и маркетам и покупают камеры, после чего фотоаппараты тщательно реставрируются и продаются с гарантией. Большинство камер выглядит как новые и работают исправно. В прошлом году The Impossible Project продали 30 тысяч таких фотокамер.

Однако в следующем году компания все же планирует выпустить свою собственную камеру. Фотоаппарат не будет похож на камеры предыдущих лет, будет иметь другую вспышку и расширенный функционал.  Impossible I-1 Camera – так будет называться фотоаппарат – станет первой моментальной камерой, созданной за последние 15 лет.  

Что же касается Стива Хэршена, то большую часть своего времени он проводит в офисах The Impossible Project, на фабриках компании. В свободное время он путешествует и не забывает брать с собой любимые камеры Polaroid и Impossible Instant Lab, который печатает полароидные снимки с iPhone. «Что Эдвин Лэнд сказал бы о The Impossible Project? Думаю, ему бы понравилась идея того, что в век высоких технологий и цифрового фото, остается спрос на моментальную фотографию».   

Тест камеры Samsung af-slim-r
Читать далее
Тест камеры Vivitar V3800N
Читать далее
Тест камеры Nikomat EL + Vibe Film 100 BW
Читать далее