11-20 в будни 
11-20 в выходные
RU | EN
| Мультиэкспозиция на пленку

Мультиэкспозиция на пленку

Мультиэкспозиция (multiexposure) – это творческий прием в фотографии, суть которого заключается в накладывании одного изображения на другое путем повторного экспонирования одного и того же участка пленки (кадра).

Снимая на пленку, вы наверняка сталкивались с тем, что один кадр накладывается на другой. Иногда такое случается из-за неисправности камеры, но чаще всего происходит это в камерах, в которых затвор и перемотка пленки на следующий кадр не взаимосвязаны. Возможно, вы попросту забывали перемотать пленку. С кем не бывает! Однако, согласитесь, такой эффект наложенных один на другой кадров бывает очень впечатляющим. Результат подчас удивляет, и хочется делать подобные снимки еще. Так как же это делать правильно? В данной статье вас ждет ответ на этот вопрос.

IMG_7992.jpg

Но давайте по порядку. Мультиэкспозиция (multiexposure) – это творческий прием в фотографии, суть которого заключается в накладывании одного изображения на другое путем повторного экспонирования одного и того же участка пленки (кадра). Снимаемые объекты могут быть в разных местах и запечатлены в разные моменты времени. Таким образом, прием мультиэкспозиции позволяет зачастую совмещать совершенно разнообразные предметы, места и явления. Мультиэкспозиция – не новая фотографическая техника, она известна еще с самых истоков фотографии, но специально применялась обычно по большей части в печати для научных исследований (хронофотография) или достижения нужного эффекта в художественной фотографии. В наше время в пленочной фотографии многократное экспонирование пленки стало применяться широко после того, как движение Ломографии стало популярным. Практически каждый фотоаппарат от Lomography имеет функцию мультиэкспозиции. Любопытно, что очень долгое время этот творческий прием считался именно что случайным и не воспринимался всерьез, поэтому большинство производителей камер профессионального и даже любительского уровня стремились совместить взвод затвора и перемотку кадра, чтобы исключить возможность сделать два кадра на одном участке пленки. Однако в целом эта фишка была востребована пользователями, поэтому производители стали делать соответствующую отдельную функцию в камерах. Список камер мы приведем ниже. А пока – о технике мультиэкспозиции.

07 002.jpg

Есть два вариант делать многократное наложение кадра. Первый – не задумываться и отдаться воле судьбы. Обычно подходит тем, кто имеет в качестве инструмента фотоаппарат типа «мыльница». Здесь, если у вас есть специальный функционал, фотоаппарат все делает за вас. Вы только придумываете сюжеты и как хорошо скомпоновать их в одном изображении. Да и есть в этом особая магия: результаты всегда непредсказуемые. Второй – это немного поколдовать с настройками. Подходит тем, кто хочет более продуманный результат или тем, кто вынужден что-то придумывать, так как является обладателем, например, механической камеры без специальной функции MX (так мультиэкспозиция обычно обозначается на корпусе или дисплее камеры). 

Что нужно знать, если вы решили поснимать в данной технике? Первое: лучше всего удаются двойные экспозиции, поэтому очень часто прием называют просто «двойная экспозиция» (double exposure). Двойную экспозицию проще продумать, результат выходит приемлемый, так как на снимке можно различить детали. Второе: важно совмещать темные и светлые части изображения так, чтобы самые светлые накладывались на самые темные участки кадра. Нужно это для того, чтобы накладываемое изображение четче «проявилось». Помните о том, что светлые участки первого кадра исчезнут, когда вы сделаете второй кадр поверх. Третье: снимать просто так, не выставляя настройки, вряд ли получится. Так как вы дважды экспонируете один и тот же кадр на пленке, фотоматериал засвечивается легче. Поэтому накладывая один снимок на другой, оба изображения нужно недоэкспонировать в 1 ступень. То есть так, как если бы вы изначально намеренно хотели бы получить снимок темнее. В целом, большинство современных негативных черно-белых и цветных пленок имеют достаточную фотографическую широту и прощают ошибки экспозиции, но перестраховка не помешает. 

10.jpg 

Еще несколько лайфхаков для удачных двойных экспозиций:

1)     Можно совмещать кадр с большим количеством деталей (дерево, снятое летом, например) и объект, сфотографированный крупным планом – близкий портрет, макро, просто предмет.

2)    Хорошо сочетаются простые вещи вроде воды, неба, какой-то крупной текстуры, где нет большого количеств деталей, и изображение наподобие городского пейзажа, где объектов много.

3)    Наиболее удачные мультиэкспозиции получаются, если в кадре у вас простые предметы с хорошо очерченными контурами, четкие и контрастные, как силуэт человека, например. 


Как мы писали выше, есть камеры, у которых уже есть функция многократной экспозиции. Среди зеркальных фотоаппаратов это, например, вся серия Nikon FMNikon F3Nikon F4Nikon F801NikonN90/N90s. Камеры Кэнон – это модели Canon EOS 1, Canon EOS Elan 7(30), Canon AE-1. Другие пленочные фотоаппараты с возможностью съемки мультиэкспозиции: Konica T3 / T3n / T4; Minolta XD/ XE-1 / XE-7; Contax 139 / 159MM . Самые известные советские фотоаппараты – среднеформатный Любитель и, конечно же, Смена 8. На всех Сменах кроме Смены-символ, Смены 19 / 20  мультиэкспозиция возможна. 

Список компактных камер приведен ниже: 

- Samsung zoom 145 / 105 / 800, 

- Samsung ECX 1, 

- Leica Minilux, Leica Minilux Zoom, 

- Ricoh FF9 / RZ 750

- Rollei Prego 90 / x70 Zoom / Prego Zoom

- Fuji Zoom Cardia Super

- Konica Hexar Silver 

-Konica AirBORG / z-up 80

- Pentax Zoom 105 / Zoom 280p / 928


Также мультиэкспозицию можно делать на среднеформатных камерах типа Киева 88 или Hasselblad. Делается это таким образом: необходимо снять с камеры задник и взвести зеркало, затем поместить задник обратно. 

Камеры производства Lomography все имеют возможность снимать двойную экспозицию. Либо это сделано в камере как отдельная настройка, либо вы можете просто не переводить кадр и делать столько снимков, сколько захочется.

Как быть, если ваш фотоаппарат не имеют функции мультиэкспозиции?

Тут вариантов два. Первый: вы можете делать кадр и отматывать пленку назад. Но это очень рискованный способ из-за того, что межкадровое расстояние может быть нарушено, кадры станут скакать по пленке. Иными словами, будет сложно попасть кадром в кадр. Второй вариант: перед съемкой пленки первый раз нужно отметить на пленке границы кадра, как это показано на фото ниже. Для этого лучше взять тонкий маркер, например: что-то, что не сотрется. Так вы фиксируете рамки кадра и расстояние между снимками. Минус повторных зарядки и экспонирования пленки заключается в том, что вы можете не помнить, что было при первой съемке. Но здесь вам может пригодиться телефон, на который можно продублировать то, что вы снимаете.

IMG_7994.jpg

Как видите, делать мультиэкспозицию не так уж сложно, а интересный результат не заставит себя ждать. Экспериментируйте и отмечайте нас в ваших публикациях в Инстаграм


Автор текста и фотографий:  Мария Герасимова


Тест камеры Samsung af-slim-r
Читать далее
Тест камеры Vivitar V3800N
Читать далее
Тест камеры Nikomat EL + Vibe Film 100 BW
Читать далее