11-20 в будни 
11-20 в выходные
RU | EN
| Push и pull процессы

Push и pull процессы

IMG_8348.jpg

Любая фотопленка имеет несколько параметров. Тип – 35 мм120 тип или 110 тип; вид – цветная или черно-белая, количество кадров и светочувствительность. Если на первые три параметра вы влиять не можете, то ISO пленки – это качество, которое можно корректировать!

Вы наверняка слышали такие выражения «пушить пленку» и «пуллить пленку». На английском это звучит как «push film» и «pull film». Если совсем просто, то это означает следующее. Pull – понижение чувствительности пленки, push – повышение светочувствительности пленки. 

Бывают при съёмке такие ситуации, когда выбранная вами изначально светочувствительность пленки не совсем подходит для сцены. Например, у вас пленка ISO 400, а снимать приходится не просто в условиях недостаточной освещенности, а очень низкой, с малым количеством света. Можно увеличить выдержку, но не всегда это возможно сделать с рук, да и штатив с собой мало кто носит; а раскрытая на полную диафрагма не подходит для ситуации или этого недостаточно. Что делать в таком случае? Можно отснять пленку так, будто она имеет большее ISO: 800, например. И далее проявить ее дома или в лаборатории как фотопленку светочувствительностью 800. Вот этот процесс и называется Push. 

Или противоположная история. У вас пленка ISO 100, а нужно 50, потому что солнце чересчур яркое, например. Тогда вы снимаете пленку так, будто она имеет светочувствительность 50 и далее обрабатываете ее, имея в виду это же значение. Такой процесс называется Pull. 

По сути, мы имеем дело с экспонированием пленки на несколько стопов вверх или вниз. 1 стоп равен удвоению или уменьшению ISO в 2 раза. То есть: если у вас пленка ISO 400, то пуш-процесс в один стоп делает ее пленкой ISO 800, в два стопа – фотопленкой с ISO 1600 и так далее. Когда вы сдаете пленку в лабораторию, на катушке обязательно нужно указать для оператора, на сколько стопов была понижена или повышена экспозиция (+1 или -1, соответственно.). Если вы не укажете, пленка будет проявлена по номиналу, а, значит, и результат будет не тот, что вы ожидаете. Для лаборатории эти пометки имеют огромное значение, так как время проявки push/pull пленок разное. Push проявляется дольше, pull – меньше по времени. Стоимость обработки такой пленки также увеличивается. 

Еще один важный момент: если вы решили снимать пленку не по номиналу, то так нужно отснять ВСЮ катушку. В противном случае отдельные кадры после проявки получатся у вас нормальными, другие недоэкспонированными или переэкспонированными.

IMG_8349.jpg

Зачем вообще нужен push/pull?

Вот несколько причин.

1.     Чаще всего Push нужен для съемки с недостаточной освещенностью: если другими методами верную экспозицию получить не выходит. Это касается фотографирования в пасмурную погоду, например, или при малом количестве света, когда съёмка с рук (без опоры/штатива) невозможна. Push позволяет вам использовать более короткие выдержки.

2.     С помощью Push можно добиться интересных эффектов. При таком процессе усиливается контраст и зерно становится более заметным. Снимок становится светлее. При съемке на цветную пленку вы можете получить перенасыщенные цвета или вовсе их искажение.

3.     Pull нужен для фотографирования в чересчур ярких условиях, так как помогает вытянуть детали в тенях и снижает контраст.

4.     Pull также можно использовать для эффектов. Цвета с таким процессом становятся менее яркими или даже блеклыми, понижается общая контрастность снимка.

Как видите, пуш и пулл процессы можно использовать в разных целях – как «технических», для корректировки экспозиции при съёмке, так и творческих, однако всегда необходимо помнить о побочных эффектах, которые описаны выше. 

Что еще нужно знать?

Теоретически эти процессы возможны на любых камерах. Но лучший результат выходит, конечно, если вы пользуетесь фотоаппаратами с хорошей линзой и точной экспонометрией. Это также камеры, где вручную вы можете установить ISO пленки перед съемкой. На мыльнице процессы возможны, если вы изначально поменяете ISO на катушке, так как практически любой компакт считывает DX-код, нанесенный на ролик пленки, и экспонирует соответственно номиналу. 

Пленки разные и далеко не все поддаются push и pull, особенно когда речь идет о переэкспонировании или недоэкспонировании на 2 стопа и более. Важно понимать, что лучшие результаты получаются на черно-белых пленках, так как они лучше поддаются обработке и обычно имеют большую широту ISO (динамический диапазон). Цвет при обработке может сильно «поплыть». Также: пленки профессионального сегмента терпимее переносят push/pull, так как изначально делаются лучшего качества по сравнению с любительскими. Собственно, потому они и стоят дороже. 

Чаще всего Push/Pull подвергаются именно черно-белые пленки, причем намеренно: для получения высокого контраста и заметного зерна. Цвет тоже обрабатывают по этим процессам. Слайд пушат или пулят реже всего, так как этот фотоматериал довольно капризный и почти не прощает ошибок экспозиции. Максимальный пуш для слайда – 1-1.5 стопа. Важное уточнение о просроченных пленках: если вы снимаете ролик ISO 100 как 50, то pull делать не нужно, так как вы изначально предполагаете, что светочувствительность пленки снизилась до значения 50. Сдавая такую пленку в лабораторию, вы отдаете ее просто на обычную проявку. 

Лучшие черно-белые пленки для этих процессов – Kodak TRI-X, Ilford HP5 Plus, Ilford PAN 3200. Цветные – серия Portra от Кодак (с ISO 400 подойдет больше всего). Прежде чем пушить или пуллить какую-то пленку, советуем заглянуть в поисковик и посмотреть результаты, чтобы хотя бы примерно представлять, что может получиться. Все пленки разные, есть и те, которые лучше так не обрабатывать совсем. Впрочем, ничто не мешает вам ставить эксперименты. Особенно, если вы изначально хотите получить какой-то необычный результат.

Своими снимками делитесь с нами в Instagram. Много полезной информации вы также найдете на нашем Youtube канале.  

Автор текста и фотографий:  Мария Герасимова

Тест камеры Samsung af-slim-r
Читать далее
Тест камеры Vivitar V3800N
Читать далее
Тест камеры Nikomat EL + Vibe Film 100 BW
Читать далее